12 мая 2015, 20::50 Фото: Sergei Ilnitsky/EPA/ТАСС Текст: Петр Акопов |
9 мая в Москве случилось чудо. Марш полумиллиона людей, вставших с портретами своих предков в ряды «Бессмертного полка», стал не просто главным событием празднования 70-летия Победы, но и реальным подтверждением того, что мы переживаем поворотный момент русской истории. Мы увидели то, о чем с надеждой говорили одни и что всячески отрицали другие – народное единство.
Вторую весну подряд Россия становится свидетельницей чуда – в прошлом году был Крым, а в этом – 9 мая. То, что это именно чудо, доказывается хотя бы тем, что оба раза ничто не предвещало его.
Внимание СМИ, которые вроде бы должны хоть как-то отражать интересы общества, было приковано к другим вещам. Если посмотреть темы, которые волновали медиа накануне 9 мая, то мы увидим «новая техника на параде», «кто из иностранных гостей приедет, кто не приедет»... А пришел день – и к Красной площади устремились тысячи, десятки тысяч, сотни тысяч людей с портретами свои родных, прошедших ту войну или убитых на ней. Начавшаяся несколько лет назад в провинции акция «Бессмертный полк» докатилась до Москвы, накрыв столицу волной памяти, любви и единения.
Последний раз столько людей собиралось у Кремля 25 лет назад – на митинги демократической оппозиции, требовавшей отмены 6-й статьи советской конституции о «руководящей роли партии». Статью отменили – как выяснилось, вместе с социальным строем и государством, чего большинство из выходивших на Манежную вовсе и не хотело. С тех пор москвичи больше не появлялись у стен Кремля в таких количествах – и вот теперь время пришло.
Этот поход, несмотря на все заслуги организаторов – проявление народного духа, той самой «воли народа», которая и творит Россию. Мы стали свидетелями и участниками исторического события – которое по своему влиянию на будущее России окажется в одном ряду с возвращением Крыма. Более того – оно является его прямым следствием и продолжением. Год назад Путин одним крымским движением разбудил русский дух – не потому, что президент какой-то сверхчеловек, а потому что через него действовал русский народ – а сейчас уже сам народ показал первые результаты этого пробуждения. Люди сплотились вокруг того, что является источником силы нашего народа и его государства – вокруг памяти предков, любви и уважения к их подвигу и жизни.
Личная семейная история каждого, память о своем роде переплелись, объединились – и стали источником несокрушимой силы. Русское народное единство явилось нам во всей своей простоте и всем величии – так, что, в принципе, никакие слова больше не нужны. Чудом стало его возрождение после всего пережитого – и разве можно описать чудо? Но все же можно попытаться отметить некоторые последствия.
Смутные времена на Руси всегда заканчиваются одинаково – встает народ и исправляет то, что натворила «элита». В 90-е мы быстрым курсом шли к крушению остатков большой России, к краху уже и РФ. Но остановили процесс – сначала в Чечне, а потом и обуздав олигархов. Заслуга в этом лично Путина велика – но все, что он делал, стало возможным только благодаря тому, что этого хотели, требовали и ждали от него люди. Он лишь выполнял народную волю – используя для этого те немногие оставшиеся не разрушенными государственные рычаги, что у него были.#{bigimage=896942}
Но к концу нулевых возможности Путина существенно сократились. Потому что самые необходимые, базовые вещи для восстановления жизнеспособности страны и остановки процесса распада уже были сделаны, а для дальнейшего качественного рывка нужна была принципиально новая, не отмеченная печатью временщиков и разложенцев «элита». Патриотическая, государственническая, честная и работящая часть народа, которая возьмется за осуществление «русского прорыва». Крайне необходимого – потому что нужно было не только выправлять системные провалы и обманки 90-х, но и отвечать на все более грозные вызовы времени, по сути уже предвоенного.
Но вместо формирования нового «служивого сословия» начались попытки раздробить общество на путинцев и антипутинцев, либералов и коммунистов, западников и евразийцев, левых и правых. Расколоть и так разбитое социальными, экономическими и идеологическими насильственными опытами либерал-реформаторов общество, общество, которое только начинало приходить в себя и хотело осознать себя как единый народ – чтобы продолжить тот сладкий для паразитов хаос, в котором можно манипулировать людьми и властью, получая от этого конкретную выгоду.
Патриотический ценностный поворот Путина 2012 года обозначил понимание им важности народного единства – высшая власть прямо заявила, что она со своим народом в базовых смыслах и ценностях. Путин обратился напрямую к народу – призывая его энергию и силу для изменения ситуации в стране. Понятно, что это встретило огромное сопротивление не только откровенных противников сильного государства (справедливо считающих его угрозой их доходам и власти), но и немалой коррумпированной телом и духом части вертикали власти. Они ненавидели Путина, презирали народ – и не хотели допустить смычки народа и Кремля, которая не оставит им шансов на выживание. «Элиты» сопротивлялись не публично – но очень сильно.
Крым переломил ситуацию. Возникло не какое-то там «новое путинское большинство» – проявилось обшенациональное согласие, народное единство. Благодаря своим волевым действиям Путин стал символом этого единства – но никто (кроме западных медиа и наших либералов) не создает из президента сверхчеловека и не приписывает ему никаких особых качеств. Он – часть русского народа, человек, который служит своему народу и выражает его интересы, вождь в нормальном русском понимании этого слова. Его личная сила и энергия нужны лишь для того, чтобы правильно и грамотно использовать в миллионы раз большую силу и энергию народа – но только именно на то, что хочет сам народ. И вот тут и начинается область спекуляций.
А откуда это он знает, чего хочет народ? Это все выдумки кремлевской пропаганды – спекулирует на национализме, патриотизме, шовинизме, страхе, исторической памяти... А по какому праву он навязывает обществу устаревшие, страшные, человеконенавистнические ценности? А давайте мы «как у всех нормальных людей» (то есть на Западе) будем складывать целое из частных, групповых, партийных интересов – потому иначе ничего общего у «этого народа» нет? А есть ли вообще «этот народ» как единое целое? Конечно, нет – так нас учит социология, психология и политология...
Все эти спекуляции были смешны – но отчасти действенны, то есть служили способом посеять смуту в выздоравливающее народное сознание: действительно, существует ли народ, а может, и нет ничего, да и не было. 9 мая закрыло тему – люди вышли на улицу с портретами своих близких, поклонились памяти предков, отстоявших страну в тяжелейшей войне, ответивших на чудовищный вызов, брошенный России.
Почитание своих предков – залог выживания любой цивилизации (в этом, кстати, секрет жизни самой древней из нынешних, китайской), и для русской цивилизации, второй раз за последний век пережившей беспрецедентную атаку на свою историю, это особенно важно.
Наши предки дают нам силы – это главный и неиссякаемый источник сбережения нашего народа и его государства. Еще сто лет назад, в крестьянской патриархальной стране, память предков была естественной частью жизни любого человека – он жил там же, где жили поколения его рода, ходил в ту же церковь и чувствовал связь с ними так же, как и воздух, которым дышал. Урбанизация, атеизм и страшная война перепахали русский уклад – родовые скрепы распадались, связь с предками стала тоньше, а потом кризис семьи истончил ее еще больше.
Но советское солидарное общество все же служило очень важной дополнительной (кроме крови, языка, культуры и веры) стяжкой русских семей в единый народ. С его гибелью и атакой на русскую историю (под видом разоблачения советского периода) начался период сложнейших испытаний для нашего народа. Порой казалось, что подрыв всех традиционных ценностей, атомизация общества, социальное расслоение вкупе с подогреваемыми национальными противоречиями приведут к гибели русского народа – моральному опустошению и перерождению, отказу от собственных корней и согласию с «ценностями глобализации».
Но русские выстояли, сохранили народную душу – и теперь уже можно не бояться никаких испытаний. 9 мая народ не просто пришел на Красную площадь, не просто взял в свои руки портреты дедов и отцов – он показал, что он есть и что он един. Не всем врагам назло – это, в конце концов, их проблемы – а самому себе. И Путин, присоединившийся к «Бессмертному полку», сделал то, что и должен был сделать лидер нашего государства – встал в строй одним из, обычным русским человеком, каковым он и является.
Сила «Бессмертного полка» в том, что мы обернулись к своим корням, вызвали в помощь себе нашу личную семейную и общую, национальную, истории – и они соединились в огненный сплав под названием народ. Общее дело наших предков, война, спаяла нас современных. Для того, чтобы мы осознали – только в общем деле русские могут все. Победить в войне, построить державу – и после чуда 9 мая невозможно сомневаться в том, что мы сумеем не только защитить Россию, но и обустроить ее так, как она того достойна.
Текст: Петр Акопов