Фото: REUTERS/Khalil Ashawi
Во вторник комитеты Совета Федерации по международным делам и по конституционному законодательству в закрытом от СМИ режиме с участием представителей Минюста и Генпрокуратуры обсудят стоп-лист зарубежных организаций, чья деятельность нежелательна на территории России. По информации «Известий», список будет дополнен рядом новых организаций, в числе которых в СФ хотели бы видеть ИГИЛ (деятельность организации запрещена в России) и «Открытую Россию». Сенаторы считают «пополнение списка» вполне адекватным ответом на вызовы и угрозы России.
Инициатива по новому обсуждению стоп-листа зарубежных организаций, чья деятельность нежелательна в РФ, принадлежит комитету по конституционному законодательству. Напомним, что изначально ее автором стал глава комитета по международным делам СФ Константин Косачев, предложение которого нашло единогласную поддержку не только у коллег сенаторов, но и в ряде федеральных ведомств, таких как МИД, Минюст и Генеральная прокуратура, согласившихся также поработать над документом.
В начале июля этого года в список единогласным голосованием сенаторов было включено 12 организаций: Фонд Сороса, Национальный фонд демократии (NED), Международный республиканский институт (IRI), Национальный демократический институт по международным вопросам (NDI), Фонд Макартуров, Freedom House, Фонд Чарльза Стюарта Мотта, фонд «Образование для демократии» (FED), Восточно-Европейский демократический центр, Всемирный конгресс украинцев, Украинский всемирный координационный совет, Крымская полевая миссия по правам человека.
По информации источников «Известий», следующими претендентами на попадание в список нежелательных НКО стали Фонд Форда, Фонд Джеймстауна, фонд «Открытая Россия», фонд «Евразия», Институт имени Альберта Эйнштейна. Также в СФ не исключили в разговоре с «Известиями», что в список нежелательных в России организаций может быть добавлено террористическое образование ИГИЛ.
Вчера сенаторы от подробных комментариев воздерживались, отмечая, что сначала им нужно всё обсудить, однако то, что список будет расти, признавали.
— Ни наш комитет по международным делам, ни комитет по конституционному законодательству этот новый список пока не видели. Думаю, что нам его огласят представители Минюста, и мы будем его все вместе обсуждать. Пока ни по количеству, ни по составу организаций ничего не могут сказать, — рассказал «Известиям» первый зампред комитета по международным делам СФ Владимир Джабаров, отметивший, что список не является какой-то догмой и, конечно, будет видоизменяться.
— Я пока не видела списка, допускаю, что он будет увеличен, хотя я не сторонник каких-либо ужесточений, но каждый, кто занимается политической деятельностью, должен отдавать себе отчет, что за любое его действие, которое может нанести вред государству, он должен понести ответственность, — заявила член комитета по конституционному законодательству, сенатор Елена Афанасьева.
Сенатор не исключает, что в списке может появиться ИГИЛ, которое также пытается вести свою пропагандистскую деятельность в России.
— Я бы не стал прогнозировать, будет ли этих организаций больше или меньше. Наша задача в том, чтобы сделать более понятными для всех правила работы таких НКО: и гражданам, и правоприменителям, и самим игрокам, то есть тем же НКО, которые так или иначе занимаются политической деятельностью, — заявил «Известиям» сенатор, экс-глава управления внутренней политики администрации президента Олег Морозов, отметив, что российское законодательство в отношении НКО очень мягкое.
По его словам, в нем нет запретов на получение иностранного финансирования, как и нет запретов, чтобы эти организации занимались политической деятельностью. Но сегодня эти НКО, поясняет сенатор, должны понимать, что, совершая эти действия, они получают статус иностранного агента.
На прошлой неделе Госдума приняла в окончательном чтении законопроект, увеличивающий в 4 раза (до одного года) срок давности по административным делам о нарушении порядка деятельности НКО — иностранных агентов и передающий рассмотрение этих дел на более высокий уровень. До сих пор срок давности для ответственности за нарушение порядка работы НКО — иностранного агента составлял три месяца (ст. 4.5 федерального Кодекса об административных правонарушениях). Однако парламентарии посчитали, что с учетом специфики правонарушения этот срок недостаточен: такие дела требуют экспертного исследования, а на него нужно гораздо больше времени.
Глава политической экспертной группы Константин Калачев считает очевидным, что список нежелательных НКО будет расширяться.
— Государство задало тренд на невмешательство НКО — иностранных агентов во внутреннюю политику РФ и будет следовать ему и далее. Все предпринимаемые меры ведут к тому, чтобы нежелательные НКО не работали в России. Тут политическая воля уже проявлена, она будет реализована последовательно и жестко, — считает эксперт
Читайте далее: http://izvestia.ru/news/594027#ixzz3pl2BIqzH