Ксения Шамакина, Елена Мязина
Присоединение Крыма обернулось для России не только экономическими санкциями и подмоченной мировой репутацией, но и появлением нового региона, нуждающегося в гигантских вливаниях с непредсказуемым эффектом. А что получил от смены флага сам полуостров? Корреспонденты РБК побывали в Крыму и посмотрели, как спустя год живут и зарабатывают местные предприниматели
Крымская весна. Теперь это не только цветущий миндаль, щебечущие наперебой птицы, слепящее глаза море и просыпающиеся набережные курортных городов, но и годовщина известных всему миру событий. «Ситуация развернулась на Украине таким образом, что мы были вынуждены начать работу по возврату Крыма в состав России, потому что мы не можем бросить эту территорию и людей, которые там проживают, на произвол судьбы, под каток националистов», — так недавно объяснил прошлогодние события российский президент Владимир Путин.
Для крымчан эти слова наполнены особым смыслом. Год назад среди местных жителей было много скептиков, делится наблюдениями директор крымской розничной сети «Яблоко» Татьяна Пикалова. «Но потом начались все эти события на юго-востоке Украины, и мы поняли, что это очень хорошо для нас, что мы стали частью России, — продолжает она. — Конечно, сейчас много сложностей переходного периода, но все они преодолимы. Спасибо, что нет войны». «Юго-Восток [Украины] — это цветочки по сравнению с тем, что могло быть в Крыму. Крымско-татарский фактор плюс украинские националисты, которые к нам хотели переехать, и Крым был бы изолирован [от остального мира]», — еще более решителен мэр Судака Владимир Серов.
«Переходный период»
В России не все гладко, но на Украине еще хуже — эту мысль повторяли почти все собеседники РБК в Крыму. «Не все гладко» в цифрах 2014 года выглядит для полуострова так: промышленность — почти минус 10%, оборот розничной торговли — минус 8%, строительство — 44,5% от уровня 2013 года.
«Мы Украиной быть перестали, но и Россией не стали, какая-то «Недороссия», — усмехается один из крымских предпринимателей. Но те, кто настроен позитивно, находят решения всем проблемам. Почти не действует железнодорожное сообщение с Украиной, а паромы на Керченской переправе не справляются с потоком транспорта? — Так скоро мост построят, а по делам мы через Москву хоть куда летаем. Не работают Visa и Mastercard? — Привыкли с пачками купюр ходить. Ушли украинские клиенты? — Зато российские появились: 146 млн человек против 43 млн. Из-за проблем с поставками стало меньше продуктов в магазинах? — Ну раньше было десять видов кефира в магазине, а сейчас два — нормально.
Подробнее на РБК:
http://daily.rbc.ru/special/business/16/03/2015/550549ce9a79474207851a12