7 мая 2015, 18::50 Фото: Sergei Chirikov/Pool/Reuters Текст: Петр Яковлев |
Пятнадцатилетие первой первой президентской инаугурации Владимира Путина и трехлетие начала его третьего срока было отмечено самим президентом очень символично. Путин провел совещание по вопросам выполнения майских указов – своей стратегической программы 2012 года. Ключевое требование Путина – оценивать не количество принятых документов, а реальное изменение жизни людей.
7 мая 2000 года Путин стал президентом России в первый раз – с тех пор дата инаугурации не менялась. Но в 2012 году, когда он был избран президентом в третий раз, в день своего вступления в должность, Путин подписал пакет из одиннадцати указов – в которых фактически закрепил свою предвыборную программу.
Указы были посвящены практически всем основным направлениям развития страны – от социальной политики до обороны и модернизации ВПК, от здравоохранения и демографии до межнациональных отношений и внешней политики. Они получили название майских указов – и их выполнение стало главной задачей правительства и всей вертикали власти. Особенно это касается той части указов, что относится к социальной сфере: здравоохранения, образования и оплаты труда. Главным их отличием от программ, существовавших в первые президентские сроки Путина, стали конкретные показатели, которых нужно достичь к конкретному времени – то есть Кремль поставил вертикали власти четкие ориентиры, которых нужно достичь. Не просто реформировать отрасли или перераспределять бюджетные потоки по вертикали или горизонтали власти – а достичь реального, ощутимого людьми улучшения жизни.
По сути Путин ввел для власти планирование результатов, по достижению которых можно оценивать деятельность чиновника – не советское, конечно, планирование, но тоже достаточно жесткое, особенно если сравнить его с вольницей 90-х или начала нулевых. С тех пор прошло три года – и сейчас, в середине своего президентского срока, Путин проверяет то, как исполняются майские указы.
Спрашивать за их исполнение Путин начал буквально через несколько месяцев после принятия – и постепенно контроль и обсуждение их реализации стали важнейшей частью работы президента. При этом выполнение путинских обязательств перед народом – а ими и являются по сути майские указы – это проблема не одного президента, а всей власти. Проблема – в том смысле, что слово нужно держать, причем в случае правительства это касается слова, данного президенту, ведь именно для достижения конкретных показателей развития Путин и собирал нынешний кабинет.
Для президента темпы и качество выполнения майских указов являются главным критерием в оценке деятельности правительства и региональных руководителей – и одновременно инструментом принуждения управленческой элиты к ответственности и работе на результат.
Но основной смысл майских указов для Путина, конечно, в том, что они обозначают путь к достижению той главной цели, которую он ставит перед собой: поднятие уровня и улучшение качества жизни граждан России. При всей кажущейся банальности это действительно главная цель Путина – и это характеризует его отношение к людям гораздо лучше любых громких лозунгов. Это не значит, что Путина волнует только материальная составляющая жизни людей – просто он понимает, что улучшение жизни в стране, пережившей разруху и стресс 90-х, действительно является главной задачей.
При этом, если оценивать результаты середины нынешнего путинского президентского срока, понятно, что отношение к нему людей определяется вовсе не материальными категориями. Возвращение Путина в Кремль в 2012-м вызвало большое недовольство части элит и представителей прозападного креативного класса. Причем они надеялись как максимум скинуть Путина, а как минимум – обеспечить ему сложнейшие внутренние и внешние условия президентства, которые должны были бы привести к падению его популярности, ограничить его свободу действий, помешав выполнению задуманного, вызвав раскол и брожение во власти – и в итоге принудив его уйти в 2018-м. Что мы видим сейчас?
Путин упрямо гнет свою линию, заявленную перед выборами 2012-го и закрепленную майскими указами – укрепление страны, национализация «элиты», подъем уровня жизни, отстаивание и возвращение в общественный и государственный уклад традиционных ценностей русской цивилизации, борьба за интересы России в мире. Он не только не отказался ни от чего из того, о чем говорил и писал в начале 2012 года – а сделал то, чего не ожидал никто.
Возвращение Крыма принципиально изменило атмосферу в стране – вызвав не просто «взрыв патриотизма», а создав совершенно новые возможности для национального согласия. Огромный рейтинг Путина важен не сам по себе, и уж тем более не мифическим «культом личности» – это серьезнейший инструмент для мобилизации всех созидательных сил в обществе, изменения экономической и идеологической матрицы, для обновления и реформирования системы власти в стране.
«Крымский консенсус» дает Путину огромные возможности – и он начинает использовать их. Все более широкое привлечение общества к контролю за выполнением тех же майских указов – в первую очередь через структуры «Народного фронта», которые становятся настоящими, а не карманными контролерами власти – это пока лишь первые признаки изменений. Первые, но далеко не последние и уж точно не предвыборные – потому что вопрос о переизбрании Путина в 2018 году уже можно считать практически решенным.
Принципиальное отличие первых двух президентских сроков Путина от нынешнего в том, что теперь ему уже не нужно собирать страну, экономику, армию, управленческий аппарат из полуразваленного состояния. Не нужно доказывать, что мы можем развиваться: показатели экономического развития, рост доходов и рождаемости, новая армия – это не абстрактные цифры из отчетов, а то, что каждый может увидеть и ощутить на себе. При всей огромности существующих проблем – а это и по-прежнему коррупция, социальное неравенство, и ненормальная структура экономики – все они решаемы. И решаются – вот что видят люди, и это, пожалуй, главное в их отношении к Путину. Путин действительно хочет решить проблемы – а не имитирует бурную деятельность, не «лечит» людей.
Именно поэтому его поддерживают – понимая при этом, что один Путин, при всей его власти, не в состоянии изменить правила игры, заставить власть и бизнес думать об общем деле, а не о личных интересах. Только совместным давлением сверху и снизу можно добиться серьезных изменений – и к этому постоянно и призывает Путин. Не открывая «огонь по штабам» – но усиливая давление на власть как через борьбу с коррупцией, так и через увеличение личной ответственности чиновников за результаты их работы или бездействия.
В условиях конфликта с Западом задачи, поставленные в 2012 году, становятся лишь более актуальными. Не случайно в четверг Путин назвал их «самым весомым ответом на вызовы, с которыми мы сталкиваемся».
Напомнив о том, что достижение целей майских указов призвано «обеспечить динамичное развитие и самодостаточность страны, благополучие граждан России», Путин сказал, что «трудности текущего этапа должны стать дополнительным стимулом для поиска резервов и нестандартных решений, для более рачительного, акцентированного использования средств».
Слово «резервы» Путин специально подчеркивал в своем выступлении – конечно, указы писались в «другой экономической и внешнеполитической ситуации», и, естественно, должно учитываться то, что «сейчас мы действуем в условиях ряда ограничений» и «возможно, для решения некоторых задач в силу объективных обстоятельств необходимо больше времени» – но «самое важное, повторяю, – резервы надо искать».
Резервы есть действительно огромные – даже если не брать повышение производительности труда или энергосбережение, только лишь уменьшение казнокрадства или госфинансирования роскошного потребления разных уровней власти способно дать ощутимый эффект. Но главное, конечно – это эффективная организация самой работы власти. Именно ее отсутствие, а не внешние проблемы, мешает и выполнению майских указов:
«Мы действительно многое сделали, но по ряду направлений ощутимых результатов пока недостаточно, и виноваты здесь чаще всего не какие?то внешние условия, хотя они тоже есть, это тоже объективный фактор, но, как правило, это внутренние проблемы. Порой живая работа сводится к написанию планов, инструкций. За ними нет понимания реальной ситуации на местах, нет желания доводить дело до конца, добиваться практических результатов».
В четверг Путин еще раз подтвердил, что выполнение указов остается безусловным и обязательным, и поставленные в них целевые показатели неизменны, а правку нужно вносить с умом.
«Если тактически нужно что?то сдвинуть, перенести, тогда нужно прямо и ясно об этом сказать, объяснить, что и как, почему это происходит, и сказать, что будет сделано в ближайшее время, как будет сделано и когда какие показатели будут достигнуты...
Я уже говорил об оптимизации, скажем, сети в здравоохранении. Но у нас в некоторых субъектах на селе количество фельдшерско-акушерских пунктов не увеличилось, а уменьшилось. Это вообще недопустимо. Коллеги идут просто по пути наименьшего сопротивления. Надо показать, что оптимизировали сеть, взяли то, что полегче, почикали – и все. А как людям жить, как им получать элементарную медицинскую помощь, об этом никто и не думает».
Корректировка майских указов по срокам достижения нужна не для снижения заложенных в них показателей или в сторону облегчения условий их выполнения для чиновников – а через привязку их к общим задачам по перестройке экономики России. Задачам, которые выходят на первый план в результате перехода к политике импортозамещения в промышленности, оборонке, сельском хозяйстве.
Именно в этом случае будет действительно оправдана подвижка по срокам такой, например, цели майских указов, как создание 25 миллионов рабочих мест для высококвалифицированных специалистов. Она может быть отодвинута по времени в первую очередь для того, чтобы они были созданы в отраслях, обеспечивающих самодостаточность России. Ведь построение такой России и есть цель не только майских указов, но и нашего народа.
Текст: Петр Яковлев