18 мая 2015, 6:59
Каждый крупный спортивный турнир оставляет после себя какую-то историю. Нам называют вид спорта и год, и мы вспоминаем, как учились прощать своих проигравших, как радовались за кого-то другого или же переживали невероятное ощущение счастья от того, что победила именно наша команда.
Чемпионат мира в Чехии тоже оставляет за собой исторический шлейф. О ком и о чем мы будем вспоминать спустя несколько лет, услышав словосочетание «Чемпионат мира по хоккею-2015»?
Во-первых, это был турнир, к которому все отнеслись серьезно. Сборная Канады привезла самый мощный состав за последнее десятилетие. Американская команда, хоть и была собрана из малознакомых фамилий, но продемонстрировала высокий класс по части сыгранности и организованности.
Уж если Кросби и Овечкин сами звонят тренерам национальных команд и отправляются в расположение первым же рейсом, это о чем-то говорит. Первая стадия плей-офф даже не сумела уместить все интересные и потенциально сильные команды на турнире — за коллективами из Словакии и Германии хотелось последить еще.
Чешским болельщикам совместно с гостями из других стран удалось побить рекорд посещаемости чемпионатов мира, организаторам — удивить всех изощренностью медалей. На групповом этапе было сыграно несколько ярчайших матчей (Швеция — Канада — 4:6, Россия — Словакия — 3:2, США — Словакия — 5:4), а сетка матчей на вылет удовлетворила взыскания самых щепетильных болельщиков, подарив напоследок классический финал.
Второй год подряд мы радовались за белорусскую сборную. Даже без помогающих родных стен, как год назад, белорусам удалось совершить сенсацию и эффектно обыграть команду США, сделать подарок соседям на 9 мая и выйти в плей-офф. Как мы знаем уже сейчас, разгромное поражение от рук канадцев на турнире — обычное явление, так что белорусы могут гордиться выступлением дружины Дэйва Льюиса. Несмотря на ограниченный набор ресурсов, белорусам удалось использовать их все — блестяще отыграли лидеры (Калюжный, Костицын, Лаланд), оправдала себя контратакующая манера игры.
Невозможно было не восхититься стойкостью Яромира Ягра. Признанный лидер сборной Чехии уже объявлял о завершении карьеры в сборной, но ради домашнего турнира вернулся, и в 43 года сумел оформить дубль в четвертьфинальном матче с Финляндией и вывести партнеров на борьбу за медали. И пусть она завершилась неудачей, Ягр может с чистой совестью уйти на покой — он напоследок отдал родным болельщикам все, что только мог.
237 минут и 5 секунд длилась «сухая» серия вратаря финской сборной Пекки Ринне, что является новым рекордом чемпионатов мира. Насколько неохотно финны пропускают, нам пришлось проверить на собственной шкуре. Расколдовав ворота Ринне лишь дважды по ходу последнего на групповом этапе матча и уступив по буллитам, россияне оказались разведены с канадцами по разные стороны сетки плей-офф.
И, пожалуй, слава богу. Канадская команда ураганом прошла по чешскому льду от первого матча до последнего. За все последние годы мы не видели, чтобы одна команда была настолько выше всех остальных — они забивали, в среднем, больше 6 шайб за игру, а пропустили всего 15 за 10 игр. Когда нельзя определить, какое звено является сильнейшим, потому что на 100% работает каждое, и когда слабейшая линия — вратарь — становится приятным открытием турнира, итоговый результат не вызывает удивления.
Канадцы перед этим чемпионатом мира твердо решили исправить неудачную статистику выступлений и подошли к делу с размахом родоначальников игры. Сидни Кросби заслуженно попал в особый клуб самых титулованных хоккеистов планеты, но ему не пришлось для этого совершать каких-то чудес. «С канадцами можно играть», — твердили оптимисты перед каждым следующим их матчем. Играть можно, побеждать — нельзя.
Трезво оценить выступление сборной России нам еще только предстоит. Сейчас, после финала, еще не все эмоции улеглись. Нашу команду постоянно преследовали травмы. Ряды и так не слишком надежных защитников таяли день ото дня. Мы знали, что побеждать соперника можем лишь мощью собственной атакой и грозностью НХЛовских имен — всегда здорово играющий за национальную сборную Малкин, проявлявший себя в новом статусе Тарасенко, подъехавший к главным матчам Овечкин….
Но на индивидуальном уровне этот турнир стал особенно важным для Сергея Мозякина и Сергея Бобровского. Бывший тренер сборной России Зинэтула Билялетдинов не взял обладателя Кубка Гагарина в Сочи, потому что тот «не доехал бы до ворот». А сейчас, в свои 34 года, Мозякин стал лучшим на турнире по системе гол+пас из числа не играющих за Канаду хоккеистов.
Бобровский же, очень нервно начав турнир, впоследствии прибавил и стал национальным героем в серии плей-офф. И несмотря на 6 пропущенных шайб в финале (часть из которых остается на совести голкипера), только мастерство Бобровского позволило российской команде в этот финал вообще попасть.
Наш путь в финал лежал через повторную встречу с командой США. Первую — на групповом этапе — коллектив Олега Знарка проиграл. Учитывая уровень политической напряженности в мире между двумя державами, а также очень скромный по именам состав американцев, это поражение вызвало болезненную реакцию среди болельщиков и в СМИ.
Ответная встреча тоже получилась тяжелой. Два периода пресловутые «студенты», которых российские хоккеисты обещали «проучить», давали серьезный отпор. Но темп и уровень игры, предложенный нашей командой в третьем периоде, американцы выдержать не смогли. Да, живущая в другом часовом поясе и следящая за Кубком Стэнли Америка не заметила этого поражения, как не замечала она и предыдущих побед национальной командой. Но для чего нам все время оборачиваться на кого-то? Это была сложная и важная игра для нас, для наших хоккеистов. И мы эту игру выиграли.
Очень бы хотелось завершить рассказ о зрелищном чемпионате мира на словах о нашей победе. Но у этой истории был классический финал, в котором мы выступили в роли не равного по силам оппонента, а счастливый конец стал уделом другой команды. Язык не поворачивается назвать происходившее на льду позором или катастрофой, потому что в большом спорте всегда есть шанс одержать великую победу или потерпеть разгромное поражение. В большом спорте нет места игре без желания, нет места тем, кто опускает руки. А в этом сборную России нельзя упрекнуть.
На прошедшем чемпионате мира мы были веселой и, как принято говорить, «валидольной» командой. Мы заслуженно вышли в финал и заслуженно его проиграли объективно самой сильной сборной на планете. И самое правильное в этой ситуации — не искать виноватых, не посыпать голову пеплом и не винить судьбу. А, немного отойдя от поражения, надо вновь выходить на лед и продолжать работать. Чтобы через год главные страницы новой истории чемпионата мира писали уже мы.
Станислав Рынкевич