Национальное агентство финансовых исследований НАФИ опубликовало результаты второй части своего периодического всероссийского опроса.
Доля граждан с самыми низкими доходами за последний год выросла с 3 до 7 процентов и увеличилась более чем вдвое. Именно столько россиян заявило, что едва сводят концы с концами, а денег не хватает даже на продукты. Этот показатель немного ниже, чем в предыдущем кризисном 2008 году - 9%.
Примерно в таких же пропорциях соотносятся и удельные доли граждан с низкими доходами и доходами ниже среднего уровня. Хватает денег на продукты и не хватает на одежду у 25% граждан, в 2008 году их было столько же, а в 2014-м — 18%. Число тех, кому денег хватает на продукты и одежду, но не хватает на покупку вещей длительного пользования, в 2015 году составило 41% по сравнению с 45% в 2008-м. По сравнению с 2014 годом, когда доля людей с доходами ниже среднего уровня составляла 55%, их количество серьезно сократилось, и это не может не радовать.
В целом число малообеспеченных людей в России по-прежнему критически велико — 73%, хотя оно и меньше, чем в 2008-м. Тогда оно равнялось 79%. Но в 2014 году их доля была еще больше — 76%.
Неожиданно выросло общее число обеспеченных россиян. Если в 2008 году без труда приобрести вещи длительного пользования могли только 17%, то в настоящее время это могут сделать уже 24%, что больше по сравнению с 2014 г. на 3%.
А вот число тех, кто может позволить себе дорогостоящие вещи (квартиру, дачу) выросло с 2008 и до 2015 года в три раза, с 1 до 3 процентов, а с 2014 года -на 1%.
Оценивая ситуацию с доходами россиян, можно констатировать, что в целом до падения доходов уровня 2008 года пока еще недалеко. Вместе с тем, в стране появилась достаточная прослойка людей, на доходы которых санкции и падение курса рубля влияют мало.
Как сказала руководитель департамента исследований банковского сектора НАФИ Ирина Лобанова: "Повышение цен, зафиксированное в конце 2014-го и в первом квартале текущего года, безусловно, не могло не затронуть категорию граждан с низкими доходами. В первую очередь, это связано с тем, что потребительская корзина представителей этой аудитории формируется из товаров бюджетных марок. Другими словами, часто люди оказываются в ситуации, когда не могут сэкономить на продуктах питания или одежде, потому что и так приобретают их, ориентируясь на низкую стоимость. Также не стоит забывать, что именно эта категория населения характеризуется самым высоким уровнем закредитованности, и многие заемщики фактически не могут обслуживать те кредиты, которые были оформлены в более благополучный для них период".