Виктор Кривошонок о дорожной карте СРО

09.12.2014 11:45

2014 год стал для системы саморегулирования в проектировании переломным. Государство, как инициатор и автор концепции обязательного саморегулирования в строительной сфере, по итогам пятилетней работы СРО существенно скорректировало роль национальных объединений СРО. Проектные и изыскательские СРО вошли в общее национальное объединение, а сами нацобъединения заняли ключевую позицию в процессе регистрации  СРО соответствующего вида в государственных реестрах. Своей позицией в связи с происходящим переменам делится директор СРО НП «Стандарт-Проект» Виктор Валентинович Кривошонок.

- Виктор Валентинович, насколько серьезно принятые этой осенью поправки в Градостроительный кодекс скажутся на работе саморегулируемых организаций?

Система саморегулирования в течение этого года подвергалась серьезной критике. По большей части претензии были связаны с нарушениями закона отдельными саморегулируемыми организациями  при выдаче допусков. Откровенно коммерческие СРО, которые искажают картину и бросают тень на добросовестные организации  с этого поля уже давно нужно было убрать. Принятые поправки дают такую возможность, появился рабочий механизм. Надеюсь, он заработает достаточно эффективно и реклама «допуск СРО бесплатно» исчезнет из нашей жизни. Все остальные СРО, которые нормально и серьезно работают в соответствии с нормами законодательства эти перемены затронуть не должны.

Относительно объединения могу отметить, что учредительный съезд НОПРИЗ показал -  проектные и изыскательские СРО поддерживают политику государства, готовы к изменениям и способны на них. На съезде состоялся настоящий обмен мнениями, были представлены позиции всех участников процесса объединения, а это очень важно при принятии стратегических решений. Присутствие в президиуме Ю.Рейльяна и Н.Кутьина свидетельствовало, что НОСТРОЙ, НОПРИЗ и профильное министерство готовы выстраивать общую систему взаимодействия в интересах развития отрасли.

На мой взгляд, ни появление НОПРИЗ, ни наделение новыми функциями национальных объединений на работе добросовестных саморегулируемых организаций серьезно не скажется. Другое дело, что самим СРО пора вплотную заняться вопросами стандартизации профессиональной деятельности и рабочим взаимодействием в этой сфере со своими членами. Систему саморегулирования необходимо развивать, и не только по указке сверху.

- В каком направлении, на Ваш взгляд, нужно развиваться СРО?

Саморегулирование упрекают в том, что взаимоотношения СРО и их членов ограничиваются проверкой документов и ни к чему не ведут. Нам нужно вспомнить о существовании 315-ФЗ и функциях, там прописанных. Рабочая группа при Национальном центре развития саморегулирования, в которую входят и представители СРО НП «Стандарт-Проект», поработала и предложила проект Дорожной карты саморегулирования. Дорожная карта опирается наутвержденную Правительством РФ«Концепцию снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы» и «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

В рамках дорожной карты мы предлагаем сосредоточить усилия на конкретной созидательной деятельности, направленной на повышение качества работы наших членов. Необходимо заняться созданием профильных негосударственных образовательных учреждений, занимающиеся подготовкой специалистов нижнего и среднего звена в области строительства; национальные объединения СРО должны подключиться к работе в Технических комитетах при Росстандарте. И, наконец, мы считаем, что в федеральных округах и крупных городах необходимо открывать испытательные центры, аккредитованные в установленном порядке, и органы по сертификации. Эти мероприятия в комплексе позволят создать базу для реальной работы по повышению качества и безопасности строительства.

Кроме того, мы видим некоторые пробелы в законодательстве, которые препятствуют качественной работе СРО. Например, нигде не установлены конкретные требования к стандартам СРО и порядку их разработки. Поэтому мы бы хотели, что бы в 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» были четко прописаны конкретные требования к нормативным документам, стандартам и правилам саморегулируемой организации, чтобы появилась ясная иерархическая цепочка: что и как должно разрабатываться и приниматься.

Проект Дорожной карты я представлял на Координационном совете по развитию строительной отрасли в СЗФО, который осуществляет свою деятельность под патронажем Полпреда Президента РФ Владимира Булавина. Нам пообещали серьезно проанализировать наши предложения для выработки конкретных рекомендаций на федеральный уровень.

- Какие еще направления работы для вашего партнерства являются приоритетными?

315-ФЗ «О СРО» обязывает нас заниматься вопросами стандартизации. Мы уже давно начали двигаться в этом направлении и достигли некоторых результатов. В частности, при нашем участии была разработана методика оценки опыта и деловой репутации строительных компаний, которая легко адаптируется к оценке проектных организаций и организаций негосударственной экспертизы. В этом году на основе методики в ТК 066 завершилась разработка Национального стандарта «Оценка опыта и деловой репутации  строительных компаний» (ГОСТ Р 56002-2014). Стандарт получил высокую оценку в Росстандарте, им заинтересовались органы исполнительной власти. Сейчас состав ТК расширяется - в него уже вошёл  НОСТРОЙ, Деловая Россия, Стратегическое партнерство «Северо-Запад», проявляют интерес отраслевые департаменты правительства Москвы... Дело в том, что сама методика оценки «надежности» субъектов предпринимательской деятельности, которая используется в стандарте, вполне универсальна и Росстандарт рассматривает возможность применения стандарта в других отраслях. Технический комитет 066 «Оценка опыта и деловой репутации предприятий» намерен этим заниматься в 2015 году. Мы надеемся, что эта линейка отраслевых стандартов станет эффективным инструментом защиты интересов добросовестных участников рынка и квалификационного отбора компаний, претендующих на исполнение государственного заказа. Сегодня в таком инструменте заинтересованы все участники процесса.

Партнеры