На первой в нынешнем году программе "Агора" невежливо прервал известного историка П. Уварова. Впрочем, он успел донести до телеаудитории важную мысль: "В дореволюционной России было лучшее инженерно-техническое образование в Европе. Из высших технических училищ выходили глубоко образованные люди с необычайной широтой взгляда на мир…" Но мы и так перебрали секунд тридцать прямого эфира, так что пришлось оборвать его на этих в высшей степени примечательных словах, чтобы уступить место следующей программе телеканала "Культура".
Сообщить об опечатке
Разговор об университетском образовании был отчасти связан с грядущим 270-летием МГУ им. М. В. Ломоносова, который переживал разные повороты в своей истории, но всегда казался неким образцовым учебным заведением. Именно о таком идеале писал выдающийся историк, профессор Московского университета В. О. Ключевский: "Студенты ценили профессоров, профессоры понимали студентов, и те и другие гордились университетом". Но надо заметить, что это было написано в то время (напомню, что В. О. Ключевский умер в 1911 году, не дожив до поры революций 1917 года), когда университетское образование не было массовым. Как, замечу, и образование профессионально техническое.
Знание и даже обретение специальности без духовности порождает человека ущербного
В 1913 году в Российской империи (без Финляндии) проживало 166,7 миллиона человек. И в ней было всего одиннадцать императорских университетов, в которых учились около 36 тысяч человек. При всех погрешностях статистики можно привести и такие цифры: в 1913/1914 гг. в Российской империи насчитывалось всего 63 высших учебных заведения, где обучались 123 532 студента. Известна позиция императора Николая II в отношении развития образования в России. Он считал, что необходимо открывать только высшие специальные учебные заведения, в еще большей степени полагал, что Россия остро нуждается в средних технических и сельскохозяйственных школах, но количество университетов увеличивать запрещал. В апреле 1912 года он дал соответствующее указание Правительству. При том, что в России с конца ХIХ века существовало движение "народных университетов", которые находились под жесточайшим контролем властей, по-настоящему качественное высшее образование, пожалуй, давали только три из них - Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского, Томский народный университет им. П. И. Макушина и Нижегородский народный университет (два последних были созданы в 1915 и 1916 гг., то есть накануне "года российских революций"). В 1913-16 гг. в России было всего 11 800 инженеров, из которых 7880 работали в индустрии, остальные в различных министерствах.
Естественно, что каждый инженер был, что называется, на вес золота. Высоко профессиональные глубокие знания сочетались с гуманитарным образованием. Инженеры-путейцы, горные инженеры занимались не только своим делом, но выполняли цивилизационную миссию, поскольку им приходилось нести просвещение - в самом широком смысле этого слова - в глухие углы безбрежной Российской империи. Строительство Транссибирской магистрали, к примеру, было не только геополитической и экономической необходимостью, - это был цивилизационный проект огромного масштаба. Для его реализации требовались не только специалисты, но и социальные архитекторы новой реальности. И эту миссию осуществляли инженеры.
Все эти цифры показывают, что университетское и высшее специальное образование в царской России не было массовым. Как не было оно по-настоящему массовым ни в Европе, ни в США до начала 20-х годов ХХ века, несмотря на индустриализацию и связанный с ней запрос на профессиональных специалистов.
Лишь 20% мужчин и 25% женщин у нас в стране имеют высшее образование, не всегда элитарное
Неслучайно, уже в 1923 году появляется первая редакция книги К. Ясперса "Обновление университета", которая в окончательном виде выйдет только в 1946 году, после Второй мировой войны, когда университеты станут называть "кузницей новой Европы". Массовое высшее образование, решая социальные проблемы, создавая карьерные лифты для представителей различных сословий, тем не менее породило новую коллизию, на которую одним из первых обратил внимание испанский мыслитель Ортега-и-Гассет в своей работе "Миссия университета", опубликованной в 1930 году. "Университет, - писал он, - в первую очередь, представляет собой высшее образование, которое должен получить средний человек. Среднего человека нужно сделать, прежде всего, человеком культурным, поместить его вровень со временем". Ортега-и-Гассет публикует "Миссию университета" практически одновременно со своим классическим трудом "Восстание масс", где вполне определенно связывает "омассовление" социальной жизни Европы с кризисом европейской культуры. Он понимает, что "средний человек" не всегда готов становиться человеком культурным, даже, если он качественно освоит ту или иную специальность. Примечательно, что схожие мысли, но применительно к советской высшей школе, в 1974 году выскажет А. И. Солженицын в своей работе "Образованщина". Знание и даже обретение специальности без духовности порождает человека ущербного, неспособного к настоящей созидательной деятельности. Высшее учебное заведение должно не только давать знания, но и пробуждать импульс для творческого сознания, нравственного подхода к проблемам бытия.
Это в высшей степени амбициозная задача, когда речь идет о высшей школе в сегодняшней России. И прежде всего потому, что современная экономика, а особенно - стремящаяся к суверенности, требует все больше специалистов с высшим образованием. В России количество высших учебных заведений приближается к 1100, в них училось на 1 сентября 2023 года порядка 4,5 миллиона студентов. Но лишь 20% мужчин и 25% женщин в стране имеют высшее образование, которое далеко не всегда можно назвать элитарным.
Именно поэтому так важно понять, куда движется нынешнее реформирование высшей школы.
Михаил Швыдкой
доктор искусствоведения